С митингов - под крыло государства
30 июня 2004 года
Не хотелось бы идеализировать решения, принятые форумом. Да и не надо: сделаны первые шаги, и эмоции порой подменяют решения, имеющие стратегическую перспективу. Впрочем, несколько лет назад идея форума витала в головах только самых оптимистичных мечтателей. А всемирной организации, включающей в себя представителей второй по численности нации России, просто не было. Теперь она есть, и делегаты могут быть уверены, что уж если государство заинтересовалось их деятельностью и оказывает поддержку, то объединение не зайдет в тупик.
Но даже события новейшей истории говорят о том, что молодежное движение могло оказаться в самом что ни на есть тупике.
Начало перестройки создало условия для появления первых романтиков молодежного татарского движения. Но поскольку перестройка была все-таки больше политическим, чем экономическим процессом, первые организации, не последнюю роль из которых играл ныне малоизвестный Союз татарской молодежи "Азатлык", дружно ударились в политику. И требовали свободы.
Дорого ценится только то, что с трудом завоевано. После знаменитого заявления Б.Ельцина "берите суверенитета столько, сколько сможете", кажется, первые лидеры татарского молодежного движения растерялись. Идей было так много, что слабый голос не готового к серьезной политической деятельности "Азатлыка" просто потерялся в общем хоре. И организация вышла на улицу. А на улице можно только подтвердить свое фактическое существование, но это не место для работы. Из недр татарского молодежного движения вышло такое количество фантастических идей - от создания национальной гвардии (Для чего? По какому принципу комплектовать? От кого защищаться?) - до полного слияния с Международной организацией тюркской молодежи, что в какой-то момент количество направлений работы стало сравнимо с численностью самих организаций. А растопыренной пятерней не ударишь.
Со временем пришло понимание того, что создание новой политической системы, выстраивание взаимовыгодных отношений между центром и регионами нельзя доверить тем, кто бдения с плакатами у Госсовета считает настоящим делом. Сложилась парадоксальная ситуация, когда госчиновники, которых по традиции принято считать бюрократами, реально сделали гораздо больше, чем политический актив. Наиболее продвинутая часть политизированной татарской молодежи начала понимать, что ни к чему лезть в окно, когда широко распахнуты двери, и неспешная, последовательная молодежная политика республиканских властей куда реальнее и эффективнее митинговщины. Уходя из своих организаций, они уносили с собой и идеи, которых вдруг перестало хватать. Образовавшийся вакуум был заполнен клонированием заявлений российских политических лидеров, зачастую - даже без попытки адаптации к республиканским реалиям.
Зашла в тупик и деятельность МОТМ. Идея национально-духовного единства всех тюрок была неплоха для романтического начала перестройки, когда мы, что греха таить, просто плохо знали свою собственную историю. Более позднее (и более трезвое!) осмысление показало, что тюркоязычные народы многочисленны, они разделены государственными границами, менталитет их неодинаков. И, будучи гражданами своих стран, вполне естественно ставят государственные интересы выше национальных. К тому же почти незримая, но щедрая рука Турции, взявшая МОТМ под свой патронаж, вызывала все большее раздражение правительств, не желающих мириться с тем, что их граждане начинают считать пусть и дружественное, но иностранное государство своей духовной родиной.
Появление же всемирного Форума татарской молодежи в России так же логично, как и созыв Всемирного конгресса татар. Хотя бы просто потому, что наиболее многочисленная диаспора татар проживает именно в нашей стране.
Последние годы разрушили остатки иллюзий. Если раньше митингующие молодежные организации вызвали пристальный интерес государства, то очень скоро они стали объектом не столь заботливого взгляда милиционеров патрульно-постовой службы и временной озабоченности гебистов. А затем их и просто перестали замечать. Круг замкнулся. Если бы не суд над руководителем челнинского ТОЦа Р.Кашаповым, кто бы сейчас о нем вспомнил, какое продвинутое СМИ обратило бы свое недреманное око на непризнанного лидера умирающей организации?
В сущности, сама идея национального самоопределения перестала быть политическим вопросом. А сколь-либо заметного культурного движения в недрах татарских молодежных структур обнаружено не было. Ну не стали Ахмадишин, Юлдашев, Ягафаров и Кашапов светочами национальной культуры. И политики тоже. И за собой повести даже малую часть молодежи вряд ли способны, хотя, наверное, и хотелось бы. Коротка кольчужка! Тем более, что национально-культурные объединения татарской молодежи в Казани, Набережных Челнах, Владимире, Киеве, Бишкеке, Хельсинки и Аделаиде выросли без их участия и ныне процветают, помогая многонациональной и самобытной культуре своих стран таковой и оставаться. Это широко известный факт. Достаточно изучить географию делегатов форума.
А то, что форум состоялся, что прошел он именно в России, да еще в преддверии 1000-летия Казани и государственные мужи не обошли его своим вниманием, значительно повысило авторитет всех участников - и России, и Казани, и даже государственных мужей. Стало ясно, что поддерживать и развивать язык культуру, традиции все-таки лучше не на партийные взносы или зарубежные инвестиции, а на государственные вложения, благо налоги платим и деньги эти все равно как бы наши. Любопытно, что в короткой, в общем-то, резолюции форума нашлось место для вопросов развития национального капитала, здорового образа жизни, этнического туризма, занятости и трудоустройства молодежи. Похоже, делегаты съезда - герои сегодняшних дней - понимают это глубже, современнее и точнее.
Мидхат НУРУЛЛИН, "Время и деньги"